2013-05-24_104916

Коммерческая тайна и как ее защитить

Начнем с определений. Коммерческая тайна – это конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, занять лидирующее положение на рынке или получить коммерческую выгоду.

Под коммерческой тайной могут пониматься сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные), в том числе и сведения о результатах интеллектуальной деятельности. Например: финансовая информация, используемые процессы, приемы или ноу-хау, клиентская база, инновации, информацию о которых обладатель предпочитает не разглашать).


Теперь самое главное – как все это защитить? Несколько практических советов. Для того, чтобы права обладателя коммерческой тайны защищались, должны быть выполнены следующие условия:

1. Сведения должны иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу своей неизвестности третьим лицам;

2. У третьих лиц не должно быть свободного доступа к данным сведениям на законном основании;

3. Обладателем информации должен быть введен режим коммерческой тайны и приняты меры к охране ее конфиденциальности.

Коммерческой тайной не могут быть

· Идеи, замыслы, сведения, независимо от их коммерческой ценности, если они не облечены в какой-либо материальной форме (документы, образцы и т.д.);

· Любая информация, если ее обладатель не является юридическим лицом или ИП.

Патент vs. коммерческая тайна

Иногда случается, что коммерческая тайна одновременно является патентоспособным секретом производства – ноу-хау – и здесь обладателю информации предстоит нелегкий выбор между раскрытием информации и получением гарантированной защиты своих прав на определенное количество времени либо сохранение информации в тайне бесконечно, но с риском утечки информации. Важный момент – в случае утечки информации крайне сложно будет предотвратить ее дальнейшее распространение, и соответственно высок риск ее обесценивания.

При принятии решения о способе охраны ноу-хау необходимо учитывать его конкретный вид, возможность предполагаемого использования, потенциальную актуальность для рынка и возможность обеспечения сохранности конфиденциальности.

Компания Coca-Cola до сих пор держит в секрете часть рецепта своего напитка. Их ноу-хау актуально уже более 120 лет.

Охрана коммерческой тайны

Срок охраны коммерческой тайны не ограничен (в отличие, например, от патента) и может длиться до тех пор, пока сохраняется режим конфиденциальности.

Однако режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия компанией определенных мер, установленных законодательно.

Обязательные

1) определить перечень информации, которая составляет коммерческую тайну;

2) ограничить доступ к такой информации, утвердив особый порядок обращения с ней, а также установить контроль за соблюдением такого порядка;

3) вести учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне, а также лиц, которым она была передана;

4) зафиксировать важность коммерческой информации для компании, а также отрегулировать возможность ее использования работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) отметить все материальные носители (документы), содержащие коммерческую тайну грифом «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.

Проигнорировав хотя бы одной из вышеперечисленных мер, в случае судебного разбирательства вы не сможете доказать свою должную осмотрительность в защите коммерческой тайны.

Защита коммерческой тайны в отношении с работниками

Для того, чтобы обеспечить сохранность конфиденциальной информации (а в случае ее разглашения работником – обеспечить привлечение виновных лиц к ответственности), необходимо включать в трудовой договор специальное положение о защите коммерческой тайны. При его отсутствии будет невозможно применить к работнику какие-либо санкции, потому что сохранение коммерческой тайны работодателя прямо не предусмотрено в обязанностях работника по Трудовому кодексу РФ.

Имеет смысл включить в трудовой договор

Работник обязуется

1) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, которая будет ему доверена или станет известна в ходе выполнения трудовых функций;

2) не передавать третьим лицам и не раскрывать публично сведения, составляющие коммерческую тайну компании, без предварительного согласия руководства;

3) сохранять информацию, составляющую коммерческую тайну организаций-контрагентов работодателя;

4) выполнять требования всех локально-нормативных актов компании по обеспечению сохранности коммерческой тайны;

5) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну работодателя, исключительно в целях выполнения трудовой функции в соответствии с настоящим трудовым договором;

6) при попытке третьих лиц получить от работника конфиденциальную информацию незамедлительно информировать об этом руководству;

7) при увольнении сдать уполномоченному лицу все носители, содержащие коммерческую тайну организации (документы, чертежи, рукописи, магнитные носители, видео- и фотоматериалы, изделия и т.д.), которые находились в распоряжении работника в связи с выполнением им служебных обязанностей. Не оставлять себе копий этой информации.

Обратите внимание, что для успешного отстаивания в суде своей позиции нужно также зафиксировать положения об охране коммерческой тайны в локально-нормативных актах компании. С работниками, имеющими доступ к важной информации, не будет лишним подписать и отдельный NDA.

Ответственность работника за разглашение коммерческой тайны

Уголовным кодексом РФ и Трудовым кодексом РФ предусмотрена ответственность работников, виновных в утечке информации.

Работодатель имеет право на:

· Возмещение причиненного прямого действительного ущерба;

· Применение дисциплинарных мер или увольнение виновного работника.

Как правило, в трудовых спорах суды встают на сторону работника, поэтому если работодатель хочет добиться успеха в судебном разбирательстве, он должен доказать, что:

I. Информация, которая была разглашена работником защищалась режимом коммерческой тайны и работодатель предпринял все должные меры по ее защите.

II. Информация, которая была разглашена работником относилась к коммерческой тайне.

Выводы

Для того, чтобы удалось защитить права на коммерческую тайну, информация должна быть определенной, существенной и секретной.

Необходимо ввести режим защиты коммерческой тайны в компании и помнить о том, что работник должен быть ознакомлен под роспись со всеми нормативно-правовыми документами компании (положение о защите коммерческой тайны и иные инструкции, приказы, имеющие отношение к коммерческой тайне)

Здесь действует принцип, что «лучше перебдеть, чем недобдеть».

Источник